БУДУЩЕЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА БАД
За последние годы российский рынок биологически активных добавок демонстрировал стабильные темпы прироста. Разбираем причины и возможности для развития сектора
Причины положительной динамики рынка БАД – популяризация здорового образа жизни, пандемия коронавируса (прием различных витаминов и добавок входит в протоколы его лечения и последующей реабилитации), возможность дистанционной покупки БАД, а также диверсификация каналов поставок и продаж, что позволило снизить последствия внешнеполитических осложнений.
Рынок БАД в цифрах
Доля граждан, регулярно употребляющих биологически активные добавки, ежегодно увеличивается примерно на 5%. При этом общий спрос на БАД за последние 4 года ежегодно растет минимум на 20% в штуках и на 15% в денежном исчислении. Такая тенденция объясняется не только увеличением востребованности ЗОЖ, но и последствиями пандемии коронавируса. Например, по итогам 2022 года объем аптечных продаж БАД, по оценке аналитиков DSM Group, вырос почти на 20% - до 364 млн упаковок и 105 млрд рубле й. Растет и доля БАД в общем объеме выручки аптечных сетей: за 4 года (с 2018 по 2022) данный показатель увеличился вполовину – с 40% до 60%. Интересна и статистика по странам производства БАД: в 2022 году отечественные добавки занимали 80,8% объема продаж в упаковках и 55,7% - в денежном выражении.
Одним из драйверов рынка БАД стала возможность их дистанционной покупки. На долю онлайн-рынка БАД, по оценке экспертов ГК «Ситиус», в 2022 году пришлось 23% от общего объема покупок. Всего же на покупку БАД в интернете россияне потратили за прошлый год более 15 млрд рублей, причем почти две трети покупок были совершены на Wildberries.
Всего на российском рынке в минувшем году было представлено более 3 тыс. наименований БАД от свыше 1 тыс. производителей. При этом в течение 2022 года на рынке дебютировало более полутысячи новых БАД. Практически каждая аптечная сеть выпускает популярные позиции под собственной торговой маркой (СТМ). В 2022 году доля СТМ достигла 12% аптечных продаж в рублях и 18% в упаковках.
Производство БАД в России также демонстрирует ощутимый прирост. С января по июль 2023 года в РФ было произведено более 12,2 тыс. тонн БАД, что на 17% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом доля свидетельств о регистрации российских БАД в общем объеме таких документов превышает 70%.
Доля импорта БАД за минувший год сократилась почти на 20,3%. Основное влияние на импорт оказали санкции, из-за которых ряд производителей был вынужден приостановить свою деятельность на российском рынке. На 9 млн упаковок сократился экспорт БАД из Германии, на 8,3 млн – из Литвы, на 4 млн – из Нидерландов.
Что не дает рынку развиваться?
Нормативная база. Член Совета Федерации Владимир Круглый на совещании «Защита прав потребителей при реализации биологически активных добавок к пище (БАД) в Российской Федерации» отметил, что в настоящий момент в России отсутствует национальное законодательство в данной отрасли. Вступление в силу нового технического регламента с 1 января 2021 года привело к упразднению СанПиН, регулировавшего требования к БАД. При этом, если техрегламент касается всех представленных на рынке пищевых продуктов, то СанПиН регулирует требования к конкретной продукции, в данном случ ае БАД.
Значительная доля контрафакта. По экспертным оценкам НИУ ВШЭ, до 50% представленных на рынке биологически активных добавок – фальсификат. Свою роль в увеличении данного показателя сыграло разрешение торговли БАД через интернет. Безусловно, это удобно для потребителей, однако вместе с удобством покупки выросли и риски. Введение санкций, ограничение поставок и уход ряда производителей стимулировали недобросовестных поставщиков выводить на рынок подделки, которые в лучшем случае бесполезны, а в худшем – нанесут вред здоровью. Отметим, что пока органы власти не имеют полномочий блокировать сайты, на которых продаются контрафактные БАД.
Злоупотребление рекламой. По мнению участников рынка, серьезной проблемой является злоупотребление рекламой БАД. Некоторые производители в своих рекламных проспектах наделяют БАД чудодейственными свойствами, это особенно характерно для добавок, направленных на снижение массы тела. Это вводит в заблуждение покупателей, не видящих разницу между лекарствами и БАД. При этом органы власти (прежде всего ФАС) не всегда реагируют на подобные действия, ограничиваясь предупреждением вместо административного штрафа.
Трудности с поставками зарубежных компонентов и оборудования. Помимо непосредственно импортных БАДов, из-за рубежа в Россию поставлялись и различные компоненты для производства добавок, а также оборудование (станки, упаковочные линии) и программное обеспечение. Если поставки компонентов можно наладить через третьи страны, либо найти им достойную альтернативу китайского или индийского производства, то с поставками оборудования ситуация сложнее. Такая техника может быть включена в списки продукции, запрещенной к поставкам в РФ (как это сделала Южная Корея), а китайские производители не в полной мере могут удовлетворить потребности российских компаний из-за высокого спроса на внутреннем рынке.
Каковы перспективы рынка БАД?
Рост спроса на БАД продолжится. Вероятно, по итогам 2023 года, спрос на БАД продемонстрирует положительную динамику: прирост относительно предыдущего года составит около 15%. Часть импортируемых из Европы и США наименований заменены российскими и иными аналогами. Для некотор ых безальтернативных наименований найдены варианты поставок через третьи страны.
Доля импортных БАД продолжит снижаться. Основная причина такой тенденции – не сколько логистические трудности с поставками, сколько активность российских производителей, постоянно выводящих на рынок свои новинки. Кроме того, свою роль сыграет и ужесточение регулирования оборота БАД, в частности, госрегистрация и маркировка.
Создание центра контроля качества БАД. Важный шаг на пути повышения качества российских БАД – создание специального центра по контролю их качества. Соглашение о сотрудничестве и формировании подобной структуры было подписано в рамках VIII Восточного экономического форума между Центром развития перспективных технологий и Тихоокеанским институтом биоорганической химии им. Г.Б. Елякова Российской академии наук.
Первый этап работы – выявление контрафакта или фальсификата с помощью системы обязательной маркировки БАД, которая начнет действовать с 1 октября текущего года. Вызывающие подозрение образцы будут передаваться в научное учреждение, где будут досконально исследованы при помощи современного оборудования. По результатам исследования будут выявлены опасные добавки и проведена информационно-разъяснительная кампания с населением.
Рост числа стартапов в отрасли. Главные преимущества стартапа – быстрое развитие и гибкость. Поэтому они оперативно могут реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, выводя максимально соответствующие запросу целевой аудитории продукты. Вместе с тем, порядка 70% стартапов со временем закрываются из-за ошибок при стратегическом планировании и распределении финансирования. Поэтому особую значимость принимает поддержка стартапов со стороны государства и крупных корпораций.
Возможности, которые дает посещение выставки Pharmtech & Ingredients
Ежегодно выставку посещают около 8000 специалистов, в том числе производители БАД и представители аптечных сетей, чтобы ознакомиться с современным оборудованием для производства БАД и найти поставщиков сырья и ингредиентов. В 2022 году выставку посетило 725 производителей БАД из 570 компаний. Среди посетителей-производителей БАД такие компании, как: ЭВАЛАР, Bayer, Stada, Nestle Healthe Science, NOBELife, БИОКОРД и многие другие.
В рамках деловой программы выставки также запланировано специализированное мероприятие для специалистов отрасли, заинтересованных в производстве БАД. 22 ноября, во второй день выставки, состоится круглый стол на тему: «Обязательная маркировка, сокращение импорта, тренд на СТМ: новая реальность рынка БАД». Участие в данном мероприятии примут ведущие эксперты отрасли, представители органов власти и компаний-производителей БАД. Модераторами круглого стола выступят Виктория Преснякова, кандидат фармацевтических наук, директор СРО «Ассоциация независимых аптек», глава Альянса фармацевтических ассоциаций и Александр Жестков, исполнительный директор СРО «Союз производителей БАД к пище».
Ждем вас и ваших коллег на 25-й Международной выставке оборудования, сырья и технологий для фармацевтического производства Pharmtech & Ingredients с 21 по 24 ноября 2023 года в Москве (МВЦ «Крокус Экспо», павильон 2).